В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.       (А. Чехов) 

классные часы в 8 классе

 

Классный час в 8 «б» классе

 ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Классный руководитель: Порфирьева В.М.

Цель: воспитание у детей высокой общей культуры и безопасного поведения на улице.

Задачи:

Обучение учащихся младших классов основам безопасного поведения на улице.

Выработка умения применять полученные знания правил для  пешеходов, пассажиров и водителей на практике.

Привлечение авторитета родителей к прочному и сознательному усвоению детьми навыков безопасного поведения на улицах.

Ход урока

Местом проведения урока может быть открытая площадка, классная комната или актовый зал. Оно украшается табличкой «Урок безопасности», воздушными шарами, тематическими плакатами, дорожными знаками. Перед началом урока, пока учащиеся и их родители рассаживаются по местам, звучат детские песни.

Позывные. Появляются инспектор ГИБДД, юный инспектор движения и Коля Нарушилкин.

Нарушилкин. Что, опять про дорогу?! Я и так все про нее знаю. Сколько лет перебегаю дорогу – и ни разу даже не испугался. Водители-то ведь не хотят наехать на детей, они сами нас боятся.

Юидовец. Это просто так тебе повезло. Ты даже не знаешь, почему повезло. Ты даже не знаешь, почему опасно переходить через дорогу бегом.

Нарушилкин. А что тут опасного?

Инспектор ГИБДД. Кто бежит, тот уже не наблюдает за движением. А при переходе проезжей части дороги надо непрерывно наблюдать.

Звенит звонок, появляется отряд юных инспекторов движения, звучит речевка.

– Раз, два!

– Три, четыре!

– Три, четыре!

– Раз, два!

– Это кто шагает в ряд?

– Наш юидовский отряд!

– На месте стой! Раз, два!

Инспектор. Песни петь мы прекращаем и учебу начинаем!

Звучит вступление к песне из мультфильма «Крокодил Гена». На сцене появляются Чебурашка, крокодил Гена, первоклассница с мамой.

Звучит фонограмма: движение машин на улице.

Чебурашка. Гена, идем скорее, машины еще далеко, и мы успеем перебежать дорогу!

Гена. Не торопись, Чебурашка, надо кое-что учесть.

Чебурашка. А что, Гена, надо учесть?

Гена. Подумай, дружок!

Мама. А вот здесь короче тропка, побежали-ка скорей!

Инспектор. Отвечает Катя робко.

Катя.   Не пойду. И ты не смей.

               Нас учили в школе первой,

               Значит, так тому и быть:

               Только полосатой «зеброй»

               Улицу переходить!

Чебурашка. Думаю, думаю, думаю. Кажется, придумал!

Инспектор. Подожди, Чебурашка, давай спросим у ребят, что ответить крокодилу Гене? Что надо учесть, чтобы безопасно перейти дорогу?

Мама предлагает «сократить путь».

Чебурашка готов к перебеганию, потому что «машины еще далеко». И только Катя указывает на «зебру».

Ребята отвечают. При переходе улицы надо найти место, где хороший обзор дороги в обе стороны; не переходить наискосок; никогда не бегать, а идти пешком.

Инспектор. Правильно. Давайте попросим юных инспекторов движения сформулировать все коротко и ясно. Итак, если подошел к проезжей части дороги.

Юидовцы (поют).

                           Вмиг о спешке забывать,

                           Все «ловушки» различать.

                           На дороге, учат в школе, учат в школе.

                           У бордюра «стоп» сказать,

                           Прежде чем вперед шагать,

                           Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

На сцену «выезжает» автобус с героями сказок. К ним присоединяются юидовцы, Чебурашка, крокодил Гена, инспектор.

Все (поют).

                      Мы едем, едем, едем в далекие края,

                      Хорошие соседи, счастливые друзья.

                      Нам весело живется, мы песенку поем,

                      А в песенке поется про то, как мы живем.

                      Тра-та-та, тра-та-та ...

Появляется указатель автобусной остановки.

Инспектор.   Остановка «Школа № 1»,

                              Где у школы остановка,

                              Где автобусы стоят,

Юидовцы (добавляют): И троллейбусы, и трамваи!

Инспектор. Переход опасен для ребят.

Чебурашка. Почему?

Инспектор. Громоздкий общественный транспорт – очень большая помеха обзору.

                         Через улицу, мой друг,

                         Не беги на остановку.

                         Прежде осмотрись вокруг.

                         Жизнь дается только раз.

                         Не теряй ее сейчас!

                         Из автобуса, не глядя,

                         Тоже не беги вперед.

                         Подожди, пока отъедет,

                         И шагай на переход.

Звучит песенка из кинофильма «Бременские музыканты». На улице появляются музыканты. Кот и Осел играют недалеко от проезжей части. К ним присоединяется Петух.

Кот: Эй, друг Петушок, ты мешаешь нам играть!

Осел: Да уж, мог бы и отойти!

Петух: Ничего подобного! Это вы мне мешаете, друзья. Я здесь такси жду.

В это время к ним подъезжает на велосипеде Пес.

Петух: А вот и такси. Привет, Пес!

Инспектор: Сколько лет ты служишь на дороге, Песик?

Пес: Целых 8!

Инспектор: Тогда ты знаешь, какие правила дорожного движения нарушают бременские музыканты.

Пес: Я-то знаю! А вот как ребята? Кто расскажет эти правила?

Ребята отвечают: Близко от дороги играть нельзя, можно заиграться и выбежать на проезжую часть.

Появляется Коля Нарушилкин.

Нарушилкин: Товарищ инспектор, ну что же это такое! Я и в школу вашу пошел, и правила дорожного движения все выучил, а меня раз – и штрафовать! Полное безобразие!

Инспектор: Подожди, подожди! Давай разберемся. Расскажи по порядку, что с тобой случилось?

Нарушилкин: Значит, дело было так.

Звучит песенка «Зеленый свет». Коля Нарушилкин стоит возле пешеходного перехода. Мимо снуют машины. На светофоре загорается зеленый свет. Нарушилкин смело шагает на проезжую часть. Но в это время на шоссе появляется машина «Скорой помощи» с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом. Коля продолжает идти. Звучит свисток инспектора.

Инспектор: Ну, теперь понятно, почему прозвучал свисток. А вы, ребята, догадались?

Ребята отвечают.

Инспектор. Молодцы! Хорошо запомнили правила дорожного движения.

Юидовец. Но мало пропускать спецмашину. Всегда, даже если зажегся зеленый сигнал светофора, надо осмотреть дорогу: не нарушил ли правила, не зазевался ли водитель.

Инспектор. Вот и подошел к концу наш необычный урок.

Юидовец. Завершая выступленье,

                   Подведем итог ученью.

Коля Нарушилкин. Если коротко сказать:

                                    Правила всем надо знать.

Чебурашка. Кто б ты ни был, стар иль млад,

Все. Знанье правил – ценный клад!

Инспектор (обращаясь к залу). Буду в следующий раз

                                                                 На уроки ждать всех вас.

Все. До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

«Экология и здоровье»

(брейн-ринг)

 

Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

Участники игры: учащиеся 8 класса в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено.

Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. С началом игры на ринг вызываются две команды, которые вытянули 1 и 2 номера. Они садятся за разные столы. Ведущий задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд. Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, отвечает на вопрос. Если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает 1 очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос. Разыгрывается два очка. Если команды не отвечают и на второй вопрос, то за третий вопрос команды разыгрывают уже 3 очка. Команды, не ответившие правильно 3 раза подряд, удаляются с ринга и вызывается следующая команда. Победителем конкурса будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, то есть одержала победу несколько раз подряд.

В о п р о с ы составлены по темам: «Вода и здоровье», «Воздух и здоровье», «Радиация», «Пища и здоровье».

Награждение. Команда, занявшая 1-е место, награждается грамотой.

В о п р о с ы для брейн-ринга «Экология и здоровье»

1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты?

О т в е т: можно отравиться ботулином.

2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества.

О т в е т: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО.

3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.

О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование.

4. В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.

О т в е т: никотин.

5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.

О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль.

6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ?

О т в е т: частицы, лучи, нейтроны.

7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество.

О т в е т: около 4 000.

8. Могут ли в организме человека взаимозаменяться белки, жиры, углеводы?

О т в е т: жиры, углеводы – взаимозаменяемы, белки – нет.

9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?

О т в е т: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.

10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов.

О т в е т: витамин С.

11. Что такое пестициды?

О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.

12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья?

О т в е т: соль и сахар.

13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?

О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.

14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода.

О т в е т: 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр.

15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?

О т в е т: нет. Только специальными исследованиями.

16. Что такое радиационный фонд. Из чего он состоит?

О т в е т: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.

17. Кто такой пассивный курильщик?

О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.

18. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд?

О т в е т: диоксины.

19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ?

О т в е т: на холостом ходу.

20. Почему современные дожди бывают кислыми?

О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.

21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

22. Какую долю в организме человека составляет вода?

О т в е т: 65 %.

23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья?

О т в е т: 0,003 %.

24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья?

О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.

25. Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении?

О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей.

26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?

О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.

27. Содержание каких химических веществ в воде способно предупреждать кариес зубов?

О т в е т: фтор.

28. Сколько детей на Земле ежегодно умирает от болезней, связанных с употреблением некачественной воды, а также от нехватки питьевой воды?

О т в е т: 2,2 млн.

29. Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете?

О т в е т: жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества.

30. В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания?

О т в е т: в калориях.

31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?

О т в е т: рак кожи и катаракта глаз.

32. Какие приборы являются источниками бытового облучения?

О т в е т: телевизор, компьютер.

33. В каких единицах измеряется радиоактивность?

О т в е т: беккереляз, микрорентген/час.

34. Какое заболевание вызывается радиоактивными облучениями?

О т в е т: рак крови.

35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?

О т в е т: загрязнение окружающей среды ядерными отходами.

36. Сколько стран подверглось радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

О т в е т: 22 страны.

37. Назовите самый токсичный металл.

О т в е т: ртуть.

38. Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника?

О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки.

39. Почему не рекомендуют употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?

О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.

40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?

О т в е т: срезать кожуру.

41. В каких пищевых продуктах могут быть возбудители сальмонеллеза?

О т в е т: в яйцах, мясе.

42. Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами?

О т в е т: ботулизм.

43. Какой природный минерал, широко используемый в строительстве, дает мелкую пыль, вызывающую заболевание легких?

О т в е т: асбест.

44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения?

О т в е т: кухонная плита.

45. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин?

О т в е т: сигареты.

46. Какой предмет бытовой техники больше других способствует разрушению озонового слоя?

О т в е т: холодильник.

47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете.

О т в е т: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются.

48. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса?

О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др.

49. Какие вредные вещества способствуют развитию злокачественных опухолей?

О т в е т: группа ароматических полициклических и ароматических углеводородов.

50. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

О т в е т: свинцом.

51. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по отношению к органам дыхания человека?

О т в е т: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид.

52. Какие существуют способы дезинфекции воды?

О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.

53. Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания.

О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза.

54. Какие паразитарные болезни могут передаваться человеку через продукты мясомолочной промышленности?

О т в е т: трихинеллез, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

55. Каким способом передается инфекция гриппа?

О т в е т: воздушно-капельным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

К л а с с н ы й  ч а с

 

Форма проведения: круглый стол.

Цель. Познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями; убедить в необходимости здорового образа жизни; развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.

Ведущий. Сегодня мы проводим классный час из цикла «Здоровый образ жизни». Он пройдет в форме круглого стола. Ребята подготовили краткие сообщения по теме. Будьте внимательны. В трех выступлениях допущены грубые ошибки. Вам предстоит их обнаружить и исправить. Итак, начинаем.

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье».

Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание.

«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом», – так говорил Л. Н. Толстой.

Все эти слова написаны заранее на «раскладушке» и читаются по ней.

1-е выступление.

С интенсивностью жизни, работоспособностью человека, устойчивостью организма к внешней среде и к инфекционным заболеваниям прямо связано питание.

Доказана его связь с настроением человека. Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность.

Для поддержания хорошего здоровья пищевой рацион каждого человека должен быть ограниченным по объему и полноценным по набору продуктов.

Рекомендации по рациональному питанию очень индивидуальны, но существуют принципы, придерживаться которых должны все.

Прежде всего, строгое соблюдение ритма приема пищи. Ритмично в человеке все: работа внутренних органов, клеток, тканей, частота дыхания, пульсация сердца.

Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи.

Соблюдение ритма приемов пищи во многом является залогом хорошего аппетита. Специалисты считают, что основной прием пищи должен быть принят днем, а меньшая часть после 18 часов. Вечером не стоит есть мясо, не полезны вечером острые блюда, также крепкий чай и кофе.

Есть еще одно правило: отучаться насыщаться пищей до предела. В этом случае происходит стойкое растяжение желудка и бороться с этим очень трудно. Нужно встать из-за стола вовремя, чтобы еще оставалось желание поесть.

Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевать и почувствовать вкус.

Подсознательно оказывают благотворное влияние на пищеварение оформление блюд, сервировка стола.

На сегодня твердо установлено, что для живых существ необходимо по крайней мере 10 металлов. Это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу сырые растительные продукты питания.

Что может быть полезней,

Чем овощей бальзам и фруктов сок?

Они целебны ото всех болезней

И жизни нашей удлиняют срок.

Ведущий. Сохранению и укреплению здоровья человека способствуют высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка и закаливание.

Ученик читает стихотворение.

Неправда, что выхода нет

Из разного рода несчастий:

Сердечно-сосудистых бед

И радикулитных напастей.

Спасенье от натиска их

В простом и проверенном средстве:

Бегом – на своих на двоих

С веселым азартом, как в детстве.

Бегом – если холод и мрак,

Бегом – если грязь под ногами,

Бегом – если свора собак

Пройдет полдистанции с вами,

Бегом – да не вспыхнет ни в ком

Трусливая фраза: «Ну, хватит»!

Бегом – вопреки ей – бегом,

Покуда восторг не охватит.

Восторг от того, что сейчас

В порядке и мышцы, и нервы.

Восторг от сознанья, что в вас

Открылись большие резервы.

 

2-е выступление.

В последние время мы часто слышим слово – гиподинамия. Это недостаточная, пониженная двигательная активность, причем как характерная особенность всего образа жизни.

Действительно, современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности ведет к тяжелым последствиям для здоровья.

В последнее десятилетие одной из главных причин преждевременной смерти людей стали болезни сердечно-сосудистой системы. Ученые определили, что при гиподинамии особенно страдают кровеносные сосуды, сердце и нервная система.

В Ижевске врачи взяли под наблюдение 1416 школьников. Все они были здоровы, не имели отклонений в физическом развитии, но половина из них занималась физкультурой на уроках в школе, а половина, кроме того, посещала спортивные секции.

Обследования показали, что у занимающихся дополнительно спортом физическое развитие происходит более гармонично. У них выше жизненная емкость легких, больше мышечная сила.

3-е выступление.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.

Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Закаливание необходимо проводить с постепенно нарастающей силой раздражения. Это значит, необходим постепенный переход от более высоких температур к более низким и от малой продолжительности процедур к большей.

Способов закаливания много. Очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы.

Регулярно по утрам, умываясь, потопчитесь на вязаном бугристом коврике босыми ногами. И вы убедитесь, как сразу же к вам придет ощущение бодрости после сна, организм будет лучше подготовлен к умственной и физической работе. Полезны контрастные горяче-холодные ванны.

1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет, а может быть, и более.

Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.

Природою лечись – в саду и чистом поле.

Закаливанию способствуют пребывание на свежем воздухе, водные процедуры. Много радости приносит купание. Через нервные окончания, которые расположены в коже, водные процедуры оказывают влияние на весь организм человека.

Но если будешь действовать по принципу: все, с сегодняшнего дня начинаю закаляться, снимаю обувь, обливаюсь холодной водой, наверное, дело закончится насморком, если не хуже. Нужно ходить босиком, но очень часто сырые ноги становятся причиной простуды, головной боли. Дело в том, что подушечки четырех ногтевых фаланг пальцев ног (кроме больших пальцев) связаны с лобными гайморовыми пазухами. Недаром народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде».

Ведущий. Человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее переносит психоэмоциональные трудности, легче переносит стрессовые ситуации. Говорят так: «Где любовь да совет, там и горя нет».

4-е выступление.

Эмоциональная сфера человека может резко колебаться в течение суток, часов и даже минут, в зависимости от самых разных поводов.

Эмоции сопровождаются изменениями функционирования многих систем организма, не подвластных воле: учащается пульс, изменяются частота и глубина дыхания, поднимается давление.

Солнечный свет, лунные блики, шум дождя, обращённое к вам слово, чья-то мимолётная улыбка – всё находит отзвук в нашем сознании, привлекает или отталкивает, вызывает радость или тревогу.

Умение владеть собой зависит не только от эмоциональной сферы человека, но и от индивидуального уровня воспитанности и волевых качеств человека.

В ком воля есть и сильный дух,

Тот победит любой недуг.

Болезнь отступит перед гордым,

Перед бесстрашным, непокорным.

5-е выступление.

Измерять себя как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой – только плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре человека, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим настроением.

Вот важнейшие нормы нравственности, которые стремился передать своим ученикам Василий Александрович Сухомлинский: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или горести ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».

Ведущий. Немалую роль в сохранении здоровья играет борьба с вредными привычками: курением и алкоголем.

Врач, академик Фёдор Углов опубликовал статью «Всесильная сигарета?». Послушаем её.

«Я не могу писать спокойно о табаке, о дыме, о курящих в подъездах подростках, о матерях с сигаретой в зубах – вообще о курении не могу писать и говорить холодно, рассудочно. Мне до боли жаль человеческого здоровья, бездумно переведённого в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты.

Выкуренная сигарета, каждая, стоит курящему 15 минут жизни. Последствия курения для человека надо рассматривать не только с точки зрения смертности, но и заболеваемости.

Да, курение, к счастью, не всегда приносит смерть, но всегда приносит или усугубляет болезнь. Известно, что среди курильщиков смертность от болезней вдвое выше, чем у некурящих. Особенно долог у них процесс выздоровления после хирургических операций. Чаще других маются курильщики кашлем, простудами.

...Курение мужчин – беда. Курение женщин – дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой курильщицы, и для её ребёнка. Выяснилось, что дети отстают в физическом и умственном развитии не только потому, что их отец пьёт, но и потому, что мать курит.

Механика отравления детского организма проста: в табачном дыму помимо никотина содержатся вещества высочайшей токсичности – угарный газ и бензидин. Это нервные яды. А центральная нервная система ребёнка не защищена: доступ яда к мозгу плода свободен.

...Люди давно хотели каким-либо образом уменьшить вредное влияние курения на организм человека. И в настоящее время специалисты разных стран стремятся к этому.

Они хотят оставить от табака лишь вкусовые качества и запах. Но пока самые лучшие сигареты в мире калечат здоровье людей. Фильтр задерживает часть никотина. Но смолистые и другие вредные вещества проходят через фильтр беспрепятственно. Современные сигареты мягче, но не безвредны.

...Америка – очень удобная страна: нет проблемы перекусить, позвонить, доехать. В Америке неудобно, пожалуй, только одно – курить. Курильщиков никто не притесняет, но в то же время с сигаретой чувствуешь себя каким-то ущербным. 42 % американцев активно выступают за полное запрещение табака. Сигареты в Америке есть, причём любые, но где-нибудь сбоку, в уголке. Спросите – продадут. По такому же принципу «ведут себя» и автоматы.

Такие трудности американцы создали только ради того, чтобы ограничить подросткам доступ к сигаретам.

В Америке резко ограничена реклама сигарет: рекламные щиты на улицах – подальше от школ, на телевидении реклама запрещена вовсе, а уважающие себя газеты принципиально отказываются от рекламы табачных компаний.

Исследования показали, что некурящий взрослый под воздействием рекламы курить не начнёт, но если человек уже курит, то постоянная реклама стимулирует его, и шансов бросить у него меньше. А подростки и дети становятся буквально жертвами ярких роликов. У них создаётся впечатление, что курение – это широко приемлемая и, главное, одобряемая общественная норма.

Курение для сегодняшней Америки – не норма, а дикость. Умный и образованный человек не может не знать, насколько курение вредит его здоровью. Если он это знает и продолжает курить, значит, он необразованный или неумный.

Железная американская логика».

Ведущий. Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

– А почему стариком не буду?

– Потому что до старости не доживёшь.

– А почему собака не укусит?

– Так с палкой ведь будешь ходить.

– А почему вор в дом не залезет?

– Потому что всю ночь будешь кашлять.»

Запомните:

Кто курит табак – тот сам себе враг.

Табак уму не товарищ.

Курильщик – сам себе могильщик.

Пауза.

Ведущий. Употребление алкоголя – это тоже вредная привычка организма.

6-е выступление.

«Пьянство – есть упражнение в безумии», – писал Пифагор.

Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Перейдя на оседлый образ жизни, люди стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством.

Они заметили, что достаточно поставить в закрытом сосуде раздавленные ягоды винограда или другие плоды, как через несколько дней можно обнаружить напиток, обладающий, как им казалось, чудодейственными свойствами. У людей появлялись болтливость, хвастливость, агрессивность.

Но наши далёкие предки пили в строго определённых ситуациях, связанных с обрядами и обычаями, а не для того, чтобы напиваться.

В России водка появилась в XVI веке, когда алхимиками был выведен способ перегонки алкоголесодержащих жидкостей. Было высказано предположение о целебных свойствах водки, и растворы её продавались сначала в аптеках под названием «огненная вода».

Алкоголь требует к себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее.

Например, на чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из яиц вылупилось только 78 цыплят. 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами. Зародыши отравились парами спирта и эфирных масел.

Всё это относится и к человеку. В пьющих семьях 38 % детей оказываются недоразвитыми и больными. В 2 раза чаще дети рождаются мёртвыми. Алкоголь укорачивает жизнь в среднем на 17 лет. Алкоголь не только ослабляет тело, но и разрушает личность.

Знаменитый русский физиолог Павлов с полным основанием писал: «Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем и проживёте столько, сколько жил Тициан». А он прожил более девяноста лет, что по тем временам немало.

Ведущий. Недаром говорят: «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой».

Пьянство ведёт за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности.

Итак, подведём итог нашего разговора, решив маленький кроссворд.

 

1. Наш круглый стол сопровождали стихотворные строки великого врача Древнего востока. Его имя... (Авиценна.)

2. Утренняя процедура. (Зарядка.)

3. Необходимое качество характера человека. (Доброта.)

4. Жидкость, оказывающая отрицательное воздействие на все жизненно важные органы и системы. (Алкоголь.)

5. «Ледяная вода полезна для тела и ума», – так говорил русский полководец... (Суворов.)

6. Автор басни «Заяц во хмелю»? (Михалков.)

7. Назовите фамилию всемирно известного русского физиолога. (Павлов.)

8. Фамилия француза, который завёз семена табака из Португалии? (Нико.)

9. Необходимое условие экономии времени. (Режим.)

10. Содержащийся в этом фрукте пектин удаляет из организма все вредное для него, содержит большое количество железа. (Яблоко.)

По вертикали мы получаем ещё одно название вредной привычки. Это НАРКОМАНИЯ. О ней мы поговорим в следующий раз.

В заключение мы покажем вам сценку о пользе спорта как важного фактора здорового образа жизни.

Действующие лица. Боги: Зевс (в красной накидке), Аид (в чёрной накидке), Гермес (в жёлтой накидке, на голове корона с крылышками), Геркулес (в спортивном древнем наряде), хилый ученик, три ученика (в спортивной форме).

1 ученик. Спорт – это здоровье!

2 ученик. Спорт – это крепкие мышцы!

3 ученик.

В спорте во все времена

Воля стальной быть должна.

Воля куёт характер,

И только она!

1 ученик.

Спортсмен преодолел себя,

А это значит очень много.

И главное здесь даже не рекорд

И не блестящие поверхности медали.

Здоровье – главное.

Его приносит спорт!

2 ученик.

А что делали с теми,

Кто не хотел заниматься спортом в Греции,

На родине Олимпийских игр?

Спортсмены уходят. Входят боги: Зевс, Aид, Гермес.

Зевс. Продолжаем заседание.

Переходим к следующему вопросу. Гиподинамия... Слыхали такое слово?

Боги. Гиподинамия... Что это такое?

Зевс. Болезнь ХХ века (хлопает в ладоши). Ввести!

Спортсмены вводят Геркулеса. Боги глядят с восхищением.

О! Красавец! Вот это наша работа!

Зевс. Но когда это было?

Аид. 3 миллиона 575 тысяч лет назад.

Зевс. А теперь? Что мы имеем в данный текущий мо­мент? Внести!

Спортсмены вносят хилого ученика.

Геркулес. Ты откуда такой взялся?

Ученик. Из школы.

Боги. Откуда, откуда?

Ученик. Из школы № 1 города…

Геркулес. А ты на физкультуру-то ходишь?

Ученик. Не-а. У меня справка.

Зевс. Что?!

Аид. Это, великий Зевс, могучий манускрипт. Стоит его показать учителю, как он сразу же отпускает ученика с урока.

Зевс. А что... сии документы у всех есть?

Геркулес. У них есть ещё два магических слова: «Забыл костюм».

Зевс. Зарядку по утрам делаешь?

Ученик. Нет.

Геркулес. Ну, хоть в школу-то пешком ходишь?

Ученик. Нет. На автобусе езжу.

Боги (указывая на него). Вот она, гиподинамия.

Гермес. Чем же ты занимаешься?

Ученик. Учусь. Завтра у меня сочинение по литературе. Пять стихов задолжал, да ещё реферат по географии. Сами бы попробовали! Времени-то не хватает.

Геркулес. А Пифагор?! Учёный. Великий математик.

А был олимпийским чемпионом в кулачном бою.

Аид. А Платон? Великий философ. Всю жизнь занимался гимнастикой. И до глубокой старости сохранил юношескую силу.

Зевс. Выходит, к Эребу под хвост всю нашу работу?

Геркулес. На колесо и выстегать его! В Тартар его! В мешок – и к Посейдону!

Зевс. Со скалы его сбросить!

Все. Правильно!

 

Боги хватают хилого ученика.

Ученик. Ой, ой! Не надо! Я больше не буду.

Зевс. Ну что, извлёк урок?

Ученик. Извлёк, убедили. Буду каждый день делать зарядку. Запишусь в спортивную секцию. Не пропущу ни одного урока физкультуры.

Зевс. То-то. Запомни:

 Спорт – это здоровье.

Геркулес. Спорт – это крепкие мышцы.

Аид.

В спорте во все времена

Воля стальной быть должна.

Геркулес. Друзья! За мной. Вперёд – к победе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Порфирьева В.М.

Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ

(Соревнование)

Цели: Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание взаимопомощи. Развитие силы воли, творческих способностей. Ознакомление со способами укрепления здоровья, обучение новым играм.

Оборудование: фотографии о спорте, таблица для игры, ведро, теннисные шарики (2–3), магнитофон, маркеры двух цветов.

Подготовительная работа: дать ребятам задания –подготовить оздоровительную рекламу, упражнения для утренней зарядки, танец с элементами аэробики; подготовить класс: парты убрать, стулья расставить для двух команд напротив друг друга, подготовить место для жюри, гостей, подготовить грамоты или призы, разучить песню «Не спеши трубить отбой».

План проведения мероприятия.

1. Беседа о здоровье.

2. Игра «Я выбираю здоровье».

3. Итог. Награждение. Песня.

Ход и краткое содержание

мероприятия

1. Беседа о здоровье.

Чтение пословиц:

В здоровом теле – здоровый дух.

Богатство – на месяц, здоровье – на всю жизнь.

О б с у ж д е н и е. Кто считает себя здоровым? Кто хочет закалять своё здоровье? Если умеешь вовремя отдыхать, будешь есть простую и здоровую пищу, будешь спать полноценно и спокойно, содержать в чистоте своё тело, будешь дружить с физкультурой и спортом – значит, будешь здоровым и долго жить. Рекомендуется начинать и заканчивать день гимнастикой и массажем.

2. Игра «Я выбираю здоровье».

Правила игры: две команды – «Крестики» и «Нолики» – выполняют задания, а результаты записывают в виде «0» и «?» в таблицу с номерами заданий (выиграл – ставь знак). Выигрывает та команда, которая больше наберёт своих знаков. Дополнительное очко даётся команде, сумевшей проставить подряд три своих знака по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали, например:

1 6 4    0 0 ?

7 2 9    ? ? ?

5 8 3    0 ? 0

Представление жюри.

Деление на 2 команды.

Даны две пословицы (В здоровом теле – здоровый дух. Богатство – на месяц, здоровьена всю жизнь.), которые разделены на отдельные слоги двух цветов по количеству участников. Например, если 20 участников, то по 10 частей. Ребята должны выбрать себе один цвет, из частей собрать пословицу. Побеждает первый, собравший пословицу. Команда-победитель выбирает название: «Крестики» или «Нолики», и ей даётся право выбрать первое задание.

З а д а н и я:

1) В и к т о р и н а.

а) Хоккейная команда Татарстана? (Ак Барс.)

б) Баскетбольная команда Татарстана? (Уникс.)

в) Всемирные спортивные игры, которые проводятся один раз в четыре года? (Олимпийские игры.)

г) После какого ритуала Олимпийские Игры считаются открытыми? (Зажжения факела.)

д) Зимние виды спорта?

е) Летние виды спорта?

2) К т о  б о л ь ш е  с к а ж е т  с л о в  о  з д о р о в ь е. (Побеждает последний)

3) С п о р т и в н о - о з д о р о в и т е л ь н а я   р е к л а м а (каждой ко-манде даётся время для подготовки).

Спортивная пауза (аэробика).

Движение – это жизнь, пусть движение будет в мыслях, делах, в чувствах.

4) Т е а т р - э к с п р о м т.

Человек должен уметь показать свои чувства. Если умеешь общаться с людьми, имеешь хороших друзей – будешь здоровым.

Попробуем вместе поиграть в театр без слов, а в движениях и мимике. Обе команды участвуют в сценках «Подчёркнутые слова».

1-я команда

Пурга

Утром Толик вышел из дома. На дворе была пурга. Деревья страшно шумели. Мальчик испугался. Встал под дерево и решил в школу не идти. Вдруг он увидел Сашу. Он тоже, испугавшись пурги, спрятался под дерево. Мальчики увидели друг друга. Им стало весело. Мальчики побежали навстречу друг другу, взявшись за руки, пошли в школу. Воет пурга, свистит, но она теперь не страшна.

2-я команда

На горке

Ребята целый день трудились – на дворе строили горку. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. Костя быстро оделся, надел коньки, пошёл на горку. Скатился с горки. Поскользнувшись, упал. Много раз падал. Чтобы не было скользко, начал таскать песок из ящика. Попробовал скатиться – бух – упал. По песку коньки не едут! Вышли ребята. Они рассердились на Костю. Дали лопату и велели таскать снег на горку, после работы полили водой. Косте эта работа понравилась. Он лопатой даже лесенки приделал.

5) Ф о т о г р а ф и я.

Тема. «Спортивные соревнования» (нужно замереть, изобразив участников спортивных соревнований).

Спортпауза. Зарядка для пальцев.

Можно развить силу пальцев. Вместе с силой пальцев развивается и духовная сила. 

6) З д о р о в ы й  о б р а з   ж и з н и.  В ы х о д н о й   д е н ь. (Один рассказывает, другой показывает)

7) П р о в е д е н и е   у т р е н н е й   з а р я д к и (один участник проводит с другой командой)

Спортпауза. Игра «Шайба-гол-ура!»

Правила: Две команды. Ведущий по очереди поднимает (взмахивает) одну, другую руку, обе руки. Одна рука – первая команда кричит «Шайба!», другая рука – вторая команда кричит «Гол!», обе руки – обе команды кричат «Ура!». Поднятие (взмахивание) правой, левой и обеих рук надо чередовать.

8) М и н и - б а с к е т б о л.

Попадание теннисного шарика в ведро.

Участники команд забивают по одному шарику в ведро.

Спортпауза. Массаж пальцев. Профилактика.

Массаж точек рук помогает укрепить весь организм.  

9) В о п р о с  «П о ч е м у   я   в ы б и р а ю  з д о р о в ь е

Какая команда ответит полнее?

3. Итог мероприятия.

Жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов».

Награждение.

Песня «Не спеши трубить отбой!».

Не спеши трубить отбой,

Ты дорогу до конца не прошагал!

И уходит из-под ног в небосвод голубой

Самый трудный, самый главный перевал.

Ты часы остановил –

Испугался неизбежности такой.

И тому, в ком сердце льва, кто с отвагою в груди,

Первый шаг бывает сделать нелегко!

Загляни в глаза себе,

Стало стыдно – значит, что-то здесь не так.

Нет удач без неудач, нету лёгких побед,

Так чего ж ты опечалился, чудак?

Не спеши трубить отбой,

Ты дорогу до конца не прошагал!

И уходит из-под ног в небосвод голубой

Самый трудный, самый главный перевал.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".